17.3.12

Элементы русского костюма: поручи

  По́ручинарука́вники (греч. ἐπιμανίκια) — в православной церкви часть богослужебного облачения духовенства, предназначенное для стягивании рукавов подризника у священников иепископов (Материал из Википедии).
   Поручи носили не только представители духовенства, также это была часть светского костюма, в зависимости от выполнения отражала статус обладателя. 

   Меня всегда интересовал русский костюм. Чаще всего мы встречаемся с источниками конца 18  и 19 веков, однако до этого момента костюм менялся. Я не отрицаю, что классический в нашем представлении костюм имел многовековую эволюцию и отражал общие тенденции. Но чаще, на мой взгляд, это больше сельский вариант. Меня больше всего привлекает именно городской костюм (особенно 15-17 век), в котором нашли отражение Восточная и Европейская мода. Это особый микст. К сожалению, это время почти не объято историками моды: про костюм Древней Руси (особенно 10-13 век) и уже костюм Петровской эпохи всегда много информации. В последнее время было снято несколько фильмов этого периода "1612" и "Царь" Павла Лунгина, мне понравился костюм там. Со мной сейчас очень удобно спорить, ведь я представляю только свое мнение без источников, так как я уже и не найду многих мест, но чем основываюсь. Но если Вы не считаете себя тру-реконструктором, то это не важно. Моя цель - это представить Вам свой 2-х летний труд и те фото, что вдохновили меня.

Вот страница из альбома Исторического музея, которая и сподвигла меня на попытку рассшить поручи. Правда это образец 17 века, но поиск в интернете, библиотеке и самом Историческом музее, убедил, что такое носили и раньше. Когда разрабатывала эскиз, я всячески пыталась уйти от религиозной символики и стараться не делать копию поручей Царя в погоне за "историчностью". Несмотря на вдохновение, было понятно, что студенту-медику не потянуть знатный костюм. Поэтому мы разрабатывали более "приземленный" вариант, используя некий собирательный образ, взяв что-то здесь, а что-то там. Помогала мне мама (художник как никак). Форму взяла с церковных поручей 18 века, но немного уменьшила по своей руке, о чем потом сильно пожалела, когда одела на свой зеленый бархатный кафтан. Форму из шерсти обтянула итальянским шелком. Затем действительно начались проблемы! По периметру расшила речным жемчугом, бирюзой и агатом. Для стебельков использовала розовый дальневосточный жемчуг, так как другого мелкого жемчуга в Твери не нашлось, а даже действительно стеклянный бисер не дает такого эффекта. Тут мне помогла Церковная лавка в Москве. Там я нашла мелкий жемчуг, золотые нити, латунную канитель и латунные паетки и много ткани. По мере расходования материала, я ездила в столицу от стипендии и стипендии (наверное раз 7-8). Канитель - это зло! Я но с чем так в жизни не мучилась! Она такая хрупкая, что постоянно заламывалась, рвалась и кривилась на ткани. Паетки так и не использовала, не куда было. В центре цветов черный речной жемчуг. Конечную сумму я так и не считала, и правильно, нечего пугаться. Это было наваждение! Все удовольствие заключалось в работе. Очередная трудность - пуговицы. Я хотела литые пуговицы, но достаточно аккуратные. На каждом фестивале я сразу бежала к торговцам в поиске пуговиц, и только спустя год я нашла именно то, что и хотела. Так и закончился монументальный труд. Мне так и не удалось доделать остальной костюм (что-то было сделано, а что-то так и осталось в проекте). Потом началась более усердная учеба, потом уход из клуба (зачем же показывать это только шкафу), теперь работа в магазине "Антресоль". Теперь я достаточно скоро закончу Академию и начну  работать, да пора обзавестись семьей. Но эти поручи - моя гордость! Огромная часть жизни с определенными мечтами и желаниями, определенными людьми. Это документальное свидетельство ушедшей эпохи (для меня). В этом нет ничего печального, только закономерное. Невозможно идти дальше, цепляясь за старые привычки. 

             


Комментариев нет :

Отправить комментарий